Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 13.07.2015 N 7-5-2015/185/3368 "Об устранении нарушений действующего законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г. № 7-5-2015/185/3368

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ОХРАНЕ ЛЕСОВ И ОБОРОТЕ ДРЕВЕСИНЫ

Прокурорской проверкой установлено, что деятельность общества с ограниченной ответственностью "Т" по обороту древесины осуществляется с многочисленными нарушениями законодательства.
Так, в силу ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Приморского края от 19.12.2013 № 332-КЗ "О регулировании отношений в сфере оборота древесины на территории Приморского края" основными принципами функционирования региональной системы учета оборота древесины являются: обеспечение законности оборота древесины; открытость и доступность информации о лицах, осуществляющих оборот древесины, а также об объемах и иных качественных и количественных характеристиках древесины, поступившей в оборот.
Согласно ч. 4 ст. 8 названного Закона Приморского края юридическое лицо обязано разместить в каждом пункте приема древесины в доступном для обозрения месте следующую информацию: наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); телефон, юридический адрес, а также адрес фактического месторасположения юридического лица; документ (приказ, распоряжение руководителя юридического лица) о назначении лица, ответственного за прием древесины (далее - ответственное лицо) на пункте приема древесины, или его заверенную копию; режим работы пункта приема древесины.
В нарушение указанных норм действующего законодательства ООО "Т" осуществляющим деятельность на пункте приема древесины с реестровым № 32, расположенном по адресу <...>, в общедоступном месте соответствующая информация не размещена.
Согласно ч. 5 ст. 9 названного Закона Приморского края документами учета принятой, переработанной и отгруженной древесины являются: сопроводительный документ на транспортировку древесины; приемо-сдаточные акты; журнал учета приемо-сдаточных актов; журнал учета принятой, переработанной и отгруженной древесины. В соответствии с ч. 2 ст. 10 названного Закона Приморского края документы учета принятой, переработанной и отгруженной древесины должны храниться в пункте приема древесины в течение трех лет с даты внесения в них последней записи.
Приказом от 17.03.2015 № 244 внесены изменения в приказ департамента лесного хозяйства Приморского края от 12.02.2014 № 351 "Об утверждении Форм и содержания документов учета принятой, переработанной и отгруженной древесины" и утверждена новая форма журнала учета приемо-сдаточных актов, которая не соблюдается обществом.
Кроме того в нарушение п. 11 приложения к приказу департамента лесного хозяйства Приморского края от 12.02.2014 № 351 на титульном листе журнала учета принятой, переработанной и отгруженной древесины отсутствует запись о начале ведения названного журнала.

Помимо этого вопреки п. п. 8, 9 Содержания документов учета принятой, переработанной и отгруженной древесины и п. п. 6, 9 Формы приемо-сдаточного акта, утвержденных приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 12.02.2014 № (в ред. от 17.03.2015 № 244), в приемо-сдаточном акте от 01.06.2015 серия 32 № 750 в п. 6 отсутствует подпись сдатчика древесины; в п. 9 отсутствует подпись сдатчика древесины. В приемо-сдаточном акте от 01.06.2015 серия 32 № 751 в п. 6 отсутствует подпись сдатчика древесины; в п. 9 отсутствует подпись сдатчика древесины. В приемо-сдаточном акте от 01.06.2015 серия 32 № 752 в п. 6 отсутствует подпись сдатчика древесины; в п. 9 отсутствует подпись сдатчика древесины.
В силу ч. 2 ст. 54 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений".
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев, пользователей подкарантинных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ "О карантине растений" юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку) ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: выполнять карантинные фитосанитарные требования; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений. В соответствии с п. п. 3.1, 3.3 ГОСТа 9014.0-75 "Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования", территория склада перед укладкой круглых лесоматериалов в штабеля должна быть очищена от коры, щепы, старой древесины, мусора, выровнена и уплотнена. Для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен-подкладок. Высота подштабельного основания должна быть не менее 15 см при влажном способе хранения и не менее 25 см при сухом способе хранения.
В нарушение указанных норм действующего законодательства на территории пункта приема древесины хранение части пиловочника осуществляется без подштабельного основания непосредственно на почве. Имеются отходы из коры, щепы, старой древесины, а также старая древесина с признаками заражения стволовыми вредителями.
В силу ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В нарушение названной нормы действующего законодательства сведения о подготовке в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя ООО "Т" и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не представлены.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии со ст. 34 Федерального законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.
В нарушение указанных норм действующего законодательства на территории указанного пункта приема древесины места складирования (временного накопления) отходов производства, а именно отходов от обработки древесины (кора древесная) и лома черных металлов несортированного, которые свалены в кучи и фактически располагаются на открытой почве, не оборудованы твердым, водонепроницаемым основанием. Места складирования (накопления) указанных отходов и твердых бытовых отходов не защищены от воздействия атмосферных осадков. Территория, прилегающая к контейнеру для твердых бытовых отходов захламлена указанными отходами.
Места централизованного сбора отходов производства и потребления (металлические емкости, ящики, контейнеры, площадки), оборудованные в соответствии с требованиями законодательства отсутствуют.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование к области охраны окружающей среды. На отходы 1 - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Вопреки этим требованиям паспорта отходов, образующихся при осуществлении хозяйственной деятельности не представлены.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В нарушение указанных норм закона сведения о лице, ответственном за допуск сотрудников к работам с отходами I - IV классов опасности, и о лицах, допущенных к обращению с такими отходами, не представлены.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечить хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительней власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок учета в области обращения с отходами, установлен приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721.
В нарушение указанных правовых норм учет отходов производства и потребления не ведется, данные учета на момент осмотра не представлены.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно п. 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.13 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.05.2003, рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки указанным нормам на указанном пункте приема древесины:
- не разработана программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- не предоставлен акт по результатам периодического медицинского осмотра в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.04.2011 № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работах вредными и (или) опасными условиями труда".
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В нарушение указанной нормы действующего законодательства, а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, территория предприятия в пределах противопожарных расстояний своевременно не очищается от горючих отходов, мусора (п. 72 Правил), допускается эксплуатация электроламп освещения не оборудованных защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 Правил), допущена эксплуатация электрораспределительных коробок не закрытых крышками (п. 42 Правил), не проводится огнезащитная обработка деревянных конструкций крыши здания (п. 21 указанных Правил, СНиП 21-01-97 п. п. 7.1, 7.2), в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (п. 22 Правил), помещения предприятия не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в полном объеме (п. 465 Правил), не ведется журнал учета наличия и периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей (п. 478 Правил).
Допущенные нарушения действующего законодательства стали возможными по причине недостаточного контроля руководства ООО "Т" за подчиненными должностными лицами и прямо указывают на недоработки в предупреждении подобных нарушений закона. При этом нарушены как права граждан на благоприятную окружающую среду и здоровье, так и права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Неисполнение требований прокурора, выразившееся в невыполнении в полном объеме настоящего представления повлечет привлечение виновных лиц к административной ответственности, установленной ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведение внеплановых проверок по указанным основаниям и последующее обращение органов прокуратуры в суд с иском о запрете деятельности, осуществляемой с грубым нарушением закона.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст. 7, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.
2. Принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению нарушений, отмеченных в нем, а также причин и условий, им способствовавших, и недопущению подобного впредь, в том числе: представить документы, подтверждающие фактическое устранение каждого из перечисленных в настоящем представлении нарушений закона.
3. Решить вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности всех лиц, виновных в совершении указанных нарушений закона. Копию приказа о принятии мер дисциплинарного характера к лицам, допустившим нарушения закона, направить прокурору.
4. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
5. О месте, дате и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно уведомить природоохранного прокурора для принятия участия.

Заместитель прокурора,
советник юстиции
К.А.МИРОШНИЧЕНКО


------------------------------------------------------------------