Постановление администрации Дальнереченского муниципального района от 16.04.2015 N 117-па "Об утверждении Порядка разработки документов стратегического планирования Дальнереченского муниципального района"



АДМИНИСТРАЦИЯ ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. № 117-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Руководствуясь Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом Дальнереченского муниципального района, администрация Дальнереченского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки документов стратегического планирования Дальнереченского муниципального района (прилагается).
2. Возложить обязанности органа, уполномоченного осуществлять реализацию функций, предусмотренных настоящим Порядком, на отдел экономики администрации Дальнереченского муниципального района.
3. Отделу по работе с территориями и делопроизводству администрации Дальнереченского муниципального района (Комарова) обнародовать настоящее постановление и разместить на официальном Интернет-сайте Дальнереченского муниципального района.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Дальнереченского муниципального района Попова А.Г.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования.

Глава администрации Дальнереченского
муниципального района
В.С.ДЕРНОВ





Приложение
к постановлению
администрации
Дальнереченского
муниципального района
от 16.04.2015 № 117-па

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

I. Общие положения

Настоящий порядок разработки документов стратегического планирования Дальнереченского муниципального района (далее - "Порядок") определяет цель, принципы разработки, состав и структуру, порядок согласования документов стратегического планирования развития Дальнереченского муниципального района.

II. Основные понятия

Стратегическое планирование Дальнереченского муниципального района (далее - стратегическое планирование муниципального района) - регламентированная законодательством Российской Федерации, Приморского края, муниципальными правовыми актами деятельность органов местного самоуправления Дальнереченского муниципального района и иных участников процесса стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования, рост благосостояния граждан.
Прогнозирование развития муниципального района - деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития муниципального района, определению параметров социально-экономического развития, достижение которых обеспечивает реализацию целей развития муниципального района и приоритетов социально-экономической политики.
Программно-целевое планирование муниципального района - деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития муниципального района, приоритетов социально-экономической политики органов местного самоуправления, а также формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение указанных целей и приоритетов.
Документы стратегического планирования - документы, разрабатываемые и утверждаемые органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края и Дальнереченского муниципального района в целях обеспечения процесса стратегического планирования.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу - документ стратегического планирования, определяющий цели и приоритетные направления социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу, а также механизмы обеспечения процесса их достижения.
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный (долгосрочный) период - документ стратегического планирования, определяющий на среднесрочный (долгосрочный) период мероприятия, направленные на достижение поставленных в стратегии социально-экономического развития муниципального района целей в увязке с ресурсами, необходимыми для их согласованной реализации.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему количественных показателей социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период, характеризующих изменение экономической структуры и пропорций, факторов производства и потребления, уровня жизни, образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Муниципальная программа - документ, включающий комплекс взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области экономического, экологического, социального, культурного развития Дальнереченского муниципального района, предусматривающих целевое финансирование за счет средств районного бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
Документ территориального планирования муниципального района - документ, определяющий планирование развития территории Дальнереченского муниципального района на среднесрочный (долгосрочный) период, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территории.
Корректировка документа стратегического планирования - частичное изменение данных документа без изменения периода, на который разрабатывался документ.
Приоритет социально-экономической политики - предпочтительное с точки зрения эффективности направление и способ действий по достижении целей социально-экономического развития.
Цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.
Задача социально-экономического развития - ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития.
Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями.
Среднесрочный период (перспектива) - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет.
Долгосрочный период (перспектива) - период продолжительностью 6 и более лет, для муниципальных программ - период продолжительностью 3 и более лет.

III. Задачи стратегического
планирования муниципального района

1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики;
2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития муниципального образования, отдельных отраслей и сфер муниципального управления;
3) определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, отдельных отраслей и сфер муниципального управления;
4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики муниципального образования, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов;
5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
6) определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития муниципального образования;
7) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
8) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
9) научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования;
10) создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процессы стратегического планирования.

IV. Принципы стратегического
планирования муниципального района

Организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.
Принцип единства и целостности системы стратегического планирования муниципального района означает единство принципов организации и функционирования системы стратегического планирования муниципального района, единство порядка осуществления процесса стратегического планирования муниципального района и формирования отчетности по реализации документов стратегического планирования.
Принцип внутренней сбалансированности системы стратегического планирования муниципального района означает согласованность основных элементов системы стратегического планирования между собой по целям социально-экономического развития, задачам и мероприятиям.
Принцип результативности и эффективности функционирования системы стратегического планирования муниципального района означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития муниципального района должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса стратегического планирования муниципального района в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.
Принцип ответственности участников процесса стратегического планирования муниципального района означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижении целей социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принцип прозрачности (открытости) процесса стратегического планирования муниципального образования означает, что документы, разрабатываемые в рамках системы стратегического планирования муниципального образования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, подлежат официальному опубликованию, проекты документов являются предметом общественного обсуждения.
Принцип достоверности и реалистичности означает обоснованную возможность достижения целей социально-экономического развития муниципального района, установленных в рамках системы стратегического планирования муниципального района, а также обоснованность показателей, используемых в процессе стратегического планирования муниципального района.
Принцип финансовой обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования муниципального района, предусматривающих осуществление расходов, должны быть определены источники их финансирования с учетом основных показателей бюджетной системы муниципального района на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

V. Состав документов стратегического планирования

К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании Дальнереченский муниципального района, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальные программы, реализуемые за счет средств бюджета муниципального района.
Проекты документов стратегического планирования муниципального района подлежат общественному обсуждению и размещению на официальном сайте администрации Дальнереченского муниципального района, в целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования.
Формы и порядок общественного обсуждения документов стратегического планирования муниципального района определяются положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Дальнереченском муниципального района.

VI. Основы разработки
документов стратегического планирования

6.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития Приморского края, с учетом прогноза социально-экономического развития Приморского края на среднесрочный период, иных документов федерального, краевого и муниципального уровней, отражающих государственную и муниципальную политику в сфере социально-экономического развития муниципального района.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу служит основой для разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района, муниципальных программ, реализуемых за счет средств бюджета и документов территориального планирования муниципального района.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу утверждается органами местного самоуправления муниципального района.
Корректировка стратегии социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу осуществляется по решению органов местного самоуправления муниципального района.
6.2. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу. Корректировка производится ежегодно с учетом фактического финансирования программных мероприятий за счет бюджета муниципального района и оценочных объемов бюджетных ассигнований федерального и краевого бюджетов. Объемы финансирования мероприятий на последующие финансовые годы устанавливаются оценочно.
6.3. Прогноз социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период разрабатывается с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Приморского края на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет. (Ст. 173 Бюджетного кодекса РФ).
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период определяется Положением о порядке разработки, принятия и исполнения прогноза, планов и программ социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района.
6.4. Бюджетный прогноз Дальнереченского муниципального района разрабатывается и корректируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6.5. Муниципальные программы, реализуемые за счет средств бюджета муниципального района, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики развития муниципального района на среднесрочную перспективу. Механизм разработки, а также сроки реализации муниципальных программ определяются Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Дальнереченского муниципального района.

VII. Структура документов стратегического планирования

7.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального района на долгосрочную перспективу (стратегия) состоит из следующих разделов:
7.1.1. Введение (краткая характеристика системы утвержденных документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального района с указанием даты их утверждения и срока действия, статуса и их связь с аналогичными документами государственной власти Российской Федерации и Приморского края).
7.1.2. Раздел 1 "Общая характеристика территории".
Общая характеристика территории излагается по следующей структуре:
1) географическое положение;
2) потенциал природных и человеческих ресурсов.
7.1.3. Раздел 2 "Анализ социально-экономического развития муниципального района".
Анализ социально-экономического развития проводится за последние 5 лет, и включает:
1. Анализ основных общеэкономических тенденций развития муниципального района:
1) демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов (данные о численности населения (в т.ч. трудоспособного возраста, старше и моложе трудоспособного возраста), половозрастной состав населения, доля сельского населения, коэффициенты естественного движения населения, миграционные потоки, структура численности занятых по основным видам экономической деятельности, характеристика ситуации на рынке труда);
2) экономический потенциал (структура экономики по видам экономической деятельности и формам собственности; характеристика основных видов деятельности, относящихся к материальному производству (промышленное производство, строительство), включая объемы и структуру производства, их роль в экономике региона; динамика и структура инвестиций, в том числе бюджетных; развитие малого бизнеса и предпринимательства);
3) уровень развития базовой инфраструктуры:
- транспортная инфраструктура (характеристика положения территории по отношению к национальной транспортной сети, связь с важными экономическими регионами страны, грузооборот и пассажирооборот транспорта);
- энергетический потенциал (потребность и производство электроэнергии, энергоэффективность экономики);
- коммуникационная инфраструктура (оценка текущего состояния средств связи, потребности, основные операторы);
4) потребительский рынок (анализ состояния потребительского рынка товаров и услуг, с выделением его основных показателей (оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, индекса потребительских цен);
5) жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура (уровень обеспеченности населения жильем с безопасными и благоприятными условиями проживания и качественными коммунальными услугами, а также реализация мероприятий в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства);
6) уровень развития социальной инфраструктуры:
- образование (анализ уровня обеспеченности населения образовательными услугами, образовательный потенциал населения, уровень обеспеченности педагогическими кадрами);
- социальное обеспечение (состояние системы социальной защиты населения и участие в социальных реформах, формирование муниципального жилищного фонда социального найма);
- здравоохранение (анализ уровня обеспеченности населения услугами учреждений здравоохранения, кадрами);
- физическая культура и спорт (характеристика обеспеченности населения услугами физической культуры и спорта, спортивными учреждениями, кадрами);
- культура (историко-культурные особенности городского округа; исторические этапы, национальные особенности; историко-культурные традиции; этнокультурная ситуация, анализ уровня обеспеченности муниципальными учреждениями культуры: общедоступными библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, музеями, детскими школами искусств; обеспеченности населения услугами учреждений культуры, кадрами);
7) уровень жизни населения (доходы и расходы населения, заработная плата, пенсии, задолженность по выплате заработной платы);
8) бюджетный и налоговый потенциал: доля поступлений в бюджет местных налогов, анализ структуры доходной и расходной частей бюджета, доля доходной части бюджета от владения, использования и распоряжения муниципальным имуществом;
9) муниципальная собственность (анализ структуры объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся в собственности городского округа, в динамике, содержащий количественные показатели, а также анализ соответствия объектов недвижимости муниципальной собственности вопросам местного значения муниципального образования, анализ доходов от использования муниципального имущества, уровень эффективности использования муниципального имущества).
2. Сравнительная рейтинговая оценка уровня социально-экономического развития муниципального района.
Приводятся показатели, характеризующие позиционирование муниципального района среди других аналогичных муниципальных образований края и относительно среднего краевого уровня, а также значимость муниципального района для экономики края по отдельным видам продукции и услуг.
3. Анализ конкурентных преимуществ и особенностей развития. SWOT-анализ.
7.1.4. Раздел 3 "Основные цели и направления развития муниципального района".
1. Определяются стратегическая цель и направления социально-экономического развития муниципального района.
2. На основании анализа ситуации социально-экономического развития муниципального района формулируются:
- стратегическая цель (миссия или видение);
- цели социально-экономического развития муниципального района и показатели их достижения;
- основные направления достижения целей социально-экономического развития муниципального района;
- задачи, решение которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития муниципального района.
3. Целевой сценарий развития муниципального района как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.
Разрабатывается два наиболее вероятных сценария социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, включающих инерционный сценарий и сценарий, учитывающий активные действия при благоприятном развитии внешних факторов.
7.2. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района и эффективность его реализации.
План мероприятий по реализации стратегии включает наименование целей социально-экономического развития муниципального района, задач, направленных на их достижение, с указанием мероприятий, реализуемых в рамках решения задач, ответственного исполнителя, срока исполнения, эффективности реализации мероприятия.
Структура плана мероприятий по реализации стратегии в разрезе задач, направленных на достижение целей социально-экономического развития муниципального района, определяется следующими механизмами:
- организационно-управленческий механизм, включающий систему управления, ориентированную на выполнение намеченного плана мероприятий по реализации стратегии;
- нормативно-правовой механизм, включающий определение приоритетов законотворческой деятельности, формирование пакета нормативных правовых актов, регламентирующих процесс реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района, а также организацию мониторинга их исполнения;
- механизм, решающий вопросы привлечения инвесторов;
- механизм мониторинга, оценки и корректировки стратегии социально-экономического развития муниципального района.
7.3. Прогноз социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период.
Структура прогноза социально-экономического развития муниципального района на среднесрочный период определяется структурой прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Приморского края на среднесрочный период.
7.4. Бюджетный прогноз.
Структура бюджетного прогноза определяется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7.5. Муниципальные программы.
Структура муниципальных программ определяется Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ администрации Дальнереченского муниципального района.

VIII. Порядок согласования
документов стратегического планирования

К документам стратегического планирования, на которые распространяется данный порядок согласования, относятся документы, указанные в разделе V Настоящего порядка.
Порядок согласования документов стратегического планирования включает в себя:
8.1. Согласование проектов документов стратегического планирования структурными подразделениями администрации муниципального района.
8.2. Прохождение процедуры общественного обсуждения.
8.3. Утверждение документов стратегического планирования (осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Дальнереченского муниципального района).
8.5. Направление утвержденных документов стратегического планирования Дальнереченского муниципального района в департамент экономики и стратегического развития Приморского края для включения в реестр документов стратегического развития муниципальных образований Приморского края.
8.6. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением администрации Дальнереченского муниципального района.


------------------------------------------------------------------