Протест Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 18.06.2015 N 7-3-2015/67/3032 "На п. п. 4.1, 5.2 - 5.5 решения Думы Кавалеровского муниципального района от 09.02.2015 N 124-НПА "О Положении об организации сбора и вывоза мусора на территории сельских поселений, входящих в состав Кавалеровского муниципального района"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРОТЕСТ
от 18 июня 2015 г. № 7-3-2015/67/3032

НА П. П. 4.1, 5.2 - 5.5 РЕШЕНИЯ ДУМЫ
КАВАЛЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОТ 09.02.2015
№ 124-НПА "О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ВЫВОЗА
МУСОРА НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ
В СОСТАВ КАВАЛЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

09.02.2015 Думой Кавалеровского муниципального района Приморского края принято решение № 124-НПА "О Положении об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений, входящих в состав Кавалеровского муниципального района" (далее - Решение).
Указанное решение опубликовано 10.02.2015 в бюллетене "Кавалеровские ведомости".
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в пределах полномочий и на основании статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена антикоррупционная экспертиза указанного Решения Думы, а также проверка соответствия нормативного правового акта на его соответствие требованиям федерального законодательства.
Пункты 4.1, 5.2 - 5.5 данного муниципального нормативно-правового акта противоречат требованиям действующего федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие, а пункты 5.2, 5.4, 5.5 содержат коррупциогенные факторы, в связи с чем подлежат отмене по следующим основаниям.
Так, пунктом 4.1 Решения установлено, что места размещения контейнерных площадок и иных мест хранения отходов и мусора, специальных площадок для крупногабаритных отходов и мусора, урн, выгребов на сельских территориях определяются администрацией Кавалеровского муниципального района, которая организует рациональное размещение мест сбора отходов и мусора.
Однако, указанный пункт не в полной мере отвечаем положениям ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и положениям п. 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", согласно которому размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Пункты 5.2 - 5.5 Решения противоречат требованиям ст. 6 Федерального закона от 5 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, поскольку устанавливают наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, устанавливающие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.
В частности, указанными положениями установлено, что сбор и вывоз отходов и мусора производится "Исполнителем", который определяется администрацией Кавалеровского муниципального района, такой исполнитель обязан иметь лицензию на выполнение услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, иметь на праве собственности или аренды специализированную технику по сбору и вывозу мусора.
Причем для осуществления деятельности такой "Исполнитель" обязан подавать заявку в администрацию Кавалеровского муниципального района с приложением копий документов. Заявка рассматривается администрацией в течение 30 дней, после чего администрация по определенным критериям определяет "Исполнителя", публикует такое решение в средствах массовой информации, а в случае подачи нескольких заявок выбор "Исполнителя" определяется по конкурсу.
Между тем, действующим федеральным законодательством, Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Указание в пп. 5.1 Решения на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" не наделяет органы местного самоуправления правом выбора "Исполнителя", причем согласно п. 23 указанного Постановления Правительства Российской Федерации № 155 контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Указанные правила распространяются на правоотношения "Потребителя" - гражданина, использующего, заказывающего или имеющего намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуг по вывозу бытовых отходов - и "Исполнителем" - организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, оказывающим потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускаемся, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, воли одного только собственника переложить бремя содержания имущества на других лиц является недостаточным, необходимо согласие всех договаривающихся сторон.
При таких обстоятельствах, полагаю, что указанные пункты Решения по выбору "Исполнителя" не относятся к компетенции органов местного самоуправления, а могут устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими указанным нормам законодательства.
Поскольку муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то оспариваемые пункты Решения подлежат обязательному исполнению. Следовательно, предусмотренные данными пунктами решения требования являются обязанностью граждан и хозяйствующих субъектов.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Непринятие мер по внесению соответствующих изменений в Решение повлечет незаконное привлечение лиц, допустивших несоблюдение оспариваемых пунктов, без законных к тому оснований к ответственности в нарушение принципов гражданского законодательства, закрепленных в ч. 1 ст. 1 ГК РФ, о признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, а также требований ст. 8 ГК РФ о возникновении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Пункт 4.1 Решения Думы от 09.02.2015 Кавалеровского муниципального района Приморского края № 124-НПА "О Положении об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений, входящих в состав Кавалеровского муниципального района" привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
2. Пункты 5.2 - 5.5 Решения Думы от 09.02.2015 Кавалеровского муниципального района Приморского края № 124-НПА "О Положении об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений, входящих в состав Кавалеровского муниципального района" отменить как незаконные.
3. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Думы Кавалеровского муниципального района Приморского края.
4. О месте и времени рассмотрения протеста заблаговременно уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора для обеспечения участия в его рассмотрении протеста.
5. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора в письменной форме.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор
советник юстиции
М.Ю.ГРИЦУН


------------------------------------------------------------------