Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20.01.2015 N 7-5-2015/6/1606 "Об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора "



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. № 7-5-2015/6/1606

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Приморского края рассмотрено обращение уполномоченного по правам предпринимателей в Приморском крае Ш.М.А. от 15.12.2014 № 58/460 по вопросу нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) в отношении ОАО "У".
По результатам проведенной проверки установлены отдельные нарушения, допущенные должностными лицами управления Росприроднадзора по Приморскому краю.
Так, в период с 01.07.2014 по 28.07.2014 управлением Росприроднадзора по Приморскому краю в отношении ОАО "У" (ИНН <...>, ОГРН <...>) проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, наличия всей необходимой документации для осуществления деятельности, определения фактического состояния пользования недрами в соответствии с лицензией ВЛВ 01787 ВЭ, выполнения требований законодательства о недрах.
Проведение проверки окончено 28.07.2014, что подтверждается актом проверки от указанной даты № 556.
Согласно свидетельству Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Региональное объединение строителей Приморского края" (регистрационный номер в государственном реестре СРО-С-127-21122009) № 0099.03-2010-2509001988-С-127 открытое акционерное общество "У" является членом данной саморегулируемой организации с 23.10.2012.
Однако, в нарушение требований ч. 13 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица управления Росприроднадзора по Приморскому краю при организации плановой проверки члена саморегулируемой организации не исполнили возложенную законом обязанность по уведомлению саморегулируемой организации в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
При этом, в нарушение требований ч. 14 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проведенной плановой проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не исполнили обязанность по сообщению в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в деятельности члена саморегулируемой организации в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.
Поскольку, по результатам проведенной плановой проверки виновному юридическому лицу - ОАО "У" выданы обязательные для исполнения предписания, со сроком их исполнения - 29.09.2014, и.о. руководителя управления Росприроднадзора по Приморскому краю 02.10.2014 издан приказ № 1033 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "У" с целью установления результатов исполнения выданных предписаний.
В период с 13.10.2014 по 31.10.2014 указанная внеплановая проверка проведена, по результатам которой установлен факт неисполнения ОАО "У" обязательных предписаний от 28.07.2014 N№ 556/1, 556/2.
При этом, в нарушение требований ч. 18 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении внеплановой выездной проверки члена саморегулируемой организации - ОАО "У", орган государственного контроля (надзора) не выполнил обязанность по уведомлению саморегулируемой организации о проведении внеплановой выездной проверки, тем самым не обеспечил возможность участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
Более того, в нарушение ч. 20 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ должностными лицами управления не исполнена обязанность по сообщению в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в деятельности ОАО "У" в течение пяти рабочих дней со дня окончания внеплановой выездной проверки.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона № 315-ФЗ предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация устанавливает меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обязана обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
По правилам ст. 6 Федерального закона № 315-ФЗ саморегулируемая организация осуществляет функции не только по управлению такой организацией, но также вправе применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; образовывать третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой в саморегулируемую организацию; представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; обеспечивать информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывать информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Кроме того, саморегулируемая организация имеет право: от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.
Таким образом, не поставив в известность саморегулируемую организацию о проведении проверок в отношении ее члена - ОАО "У", а также о результатах проведения таких проверок, отдельными должностными лицами управления нарушены права Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Региональное объединение строителей Приморского края" на участие в проведенных проверках, возможность предоставления интересов члена организации, защиты его интересов, установленных законом, а также приобретения и размещения информации в отношении деятельности члена такой организации.
Ответственность должностных лиц при проведении проверки определена в статье 19 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при этом, согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ - о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены.
Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения подрывают авторитет управления Росприроднадзора по Приморскому краю, которое в соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 № 499 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю" создано, в том числе для осуществления государственного экологического надзора, а в своей деятельности обязано руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также настоящим Положением. При этом, управление обязано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.
Между тем, выявленные нарушения закона со стороны отдельных должностных лиц управления могут не только негативно отразиться на охране и защите прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но также негативно сказаться на качестве осуществления федерального экологического надзора.
В соответствии с пп. 8.5 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 499 от 29.06.2011 "Об утверждении Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю" - управление Росприроднадзора по Приморскому краю возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий, а также принимает решения о дисциплинарном взыскании с работников территориального органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению выявленного нарушения действующего законодательства, причин и условий ему способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. Привлечь должностных лиц, виновных в указанных нарушениях законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора (контроля) в управлении, к дисциплинарной ответственности.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме. О дате и времени рассмотрения сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
советник юстиции
М.Ю.ГРИЦУН


------------------------------------------------------------------