Муниципальный правовой акт Думы Арсеньевского городского округа от 03.02.2015 N 233-МПА "О местных нормативах градостроительного проектирования в Арсеньевском городском округе"



ДУМА АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
от 3 февраля 2015 г. № 233-МПА

О МЕСТНЫХ НОРМАТИВАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В АРСЕНЬЕВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Принят
Думой Арсеньевского
городского округа
28 января 2015 года

1. Общие положения

Настоящие местные нормативы градостроительного проектирования Арсеньевского городского округа (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края, содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).
1.1. Назначение и область применения местных нормативов градостроительного проектирования.
1.1.1. Настоящие нормативы применяются при внесении изменений, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации действующих документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировке территории Арсеньевского городского округа, а также используются для принятия решений органами местного самоуправления Арсеньевского городского округа, органами контроля и надзора.
1.1.2. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, направленные на устойчивое развитие территории Арсеньевского городского округа, развитие комплекса транспортной инфраструктуры, рациональное использование природных ресурсов.
1.1.3. Нормативы устанавливают минимальные расчетные показатели для:
- определения интенсивности использования территорий различного назначения в зависимости от их расположения, а также от этапов последовательного достижения поставленных задач развития таких территорий;
- определения размеров земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для государственных или муниципальных нужд;
- обеспечения доступности объектов социального, транспортного обслуживания путем установления расстояний до соответствующих объектов различных типов и применительно к различным планировочным и иным условиям;
- определения при подготовке проектов планировки и проектов межевания:
а) размеров земельных участков, необходимых для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений;
б) расстояний между проектируемыми улицами, проездами, зданиями, строениями различных типов при различных планировочных условиях;
- определения иных параметров развития территории при градостроительном проектировании.
1.1.4. При внесении изменений, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации действующих документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировке территории необходимо также руководствоваться нормативами градостроительного проектирования Приморского края.
1.2. Термины и определения, применяемые в нормативах градостроительного проектирования.
Автостоянка открытого типа - автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 процентов наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
Блокированный жилой дом - дом, состоящий из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на свой приквартирный участок (кроме блокированных жилых домов, состоящих из автономных жилых блоков).
Гостевая автостоянка - открытая площадка, предназначенная для кратковременного хранения (стоянки) легковых автомобилей.
Граница населенного пункта - внешние границы земель населенного пункта, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Градостроительная ценность территории - мера способности территории удовлетворять определенные общественные требования к ее состоянию и использованию.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Зона (район) застройки - застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные документом территориального планирования и градостроительного зонирования планировочные границы и режим целевого функционального использования.
Жилые зоны - зоны, предназначенные для застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, а также жилой застройки иных видов.
Жилой район - структурный элемент жилой зоны площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.
Индивидуальная жилая застройка - застройка отдельно стоящими или блокированными жилыми домами, возводимыми при непосредственном участии граждан и за их счет.
Интенсивность использования территории (интенсивность застройки) городского округа, поселения характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории.
Коттеджная застройка - застройка малоэтажными одноквартирными индивидуальными или блокированными, в том числе двухквартирными, жилыми домами.
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Маломобильные группы населения - лица пожилого возраста, иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства или приспособления, инвалиды, беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, использующие детские коляски.
Механизированная автостоянка - автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).
Микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с таблицей 9 к настоящим Нормативам), границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи.
Малоэтажная жилая застройка - жилая застройка этажностью до трех этажей включительно с обеспечением, как правило, непосредственной связи квартир с земельным участком.
Многоэтажная жилая застройка - жилая застройка многоквартирными зданиями (шесть и более этажей).
Населенный пункт - место компактного постоянного проживания людей, предназначенное для их жизнедеятельности, имеющее сосредоточенную застройку в пределах установленной границы.
Озелененные территории - часть территории природного комплекса, на которой располагаются искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты - парк, сад, сквер, бульвар; застроенные территории жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которых часть поверхности занята растительным покровом.
Пешеходная зона - место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только пешеходов.
Плотность застройки - суммарная площадь всех надземных этажей здания, включая площади всех помещений этажа в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала), измеряется в тыс. кв. м/га.
Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Секционный жилой дом (жилое здание секционного типа) - здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга стенами без проемов, с квартирами одной секции, имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор.
Сквер - озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения.
Среднеэтажная жилая застройка - жилая застройка многоквартирными зданиями этажностью четыре, пять этажей.
Стоянка для автомобилей (автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Улица - путь сообщения на территории населенного пункта, предназначенный преимущественно для общественного и индивидуального легкового транспорта, а также пешеходного движения, расположенный между кварталами застройки и ограниченный красными линиями улично-дорожной сети.
Усадебный жилой дом - одноквартирный, дом с приусадебным участком, постройками для подсобного хозяйства.
В целях реализации настоящего нормативного правового акта используются основные понятия, принятые Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и другими действующими законами Российской Федерации.
1.3. Планировка территории.
1.3.1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (автодорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов).
1.3.2. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
1.3.3. Границы улично-дорожной сети обозначаются красными линиями, которые отделяют эти территории от участков других территориальных зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах общественного транспорта).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение:
- объектов транспортной инфраструктуры (площади отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов);
- отдельных нестационарных объектов для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
1.3.4. Порядок разработки, согласования и утверждения, а также состав документов проекта планировки определяется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса.
1.4 Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности.
1.4.1. Предоставление решения о согласовании проекта планировки и проекта межевания территории, архитектурно-градостроительного облика объекта.
1.4.2. Предоставление корешка порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, выданное управлением жизнеобеспечения администрации Арсеньевского городского округа.
1.4.3. Предоставление разрешения на осуществление земляных работ, выданное управлением жизнеобеспечения администрации Арсеньевского городского округа.
1.4.4. Предоставление проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ) в управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа.
1.4.5. Проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа.
1.5. Общая организация и зонирование территории.
1.5.1. Общая организация территории Арсеньевского городского округа должна осуществляться с учетом возможности ее рационального использования на основе сравнения нескольких эскизных вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем и историко-культурного наследия.
При этом необходимо учитывать:
- возможности развития городского округа за счет имеющихся территориальных (резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства;
- возможность повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах городского округа, в том числе за счет реконструкции и развития застроенных территорий;
- требования законодательства по развитию рынка земли и жилья;
- возможности бюджета и привлечения негосударственных инвестиций для программ развития городского округа.
1.5.2. С учетом преимущественного функционального использования территория городского округа подразделяется на селитебную, производственную, рекреационную, общественно-деловую зону и зону специального назначения.
Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройств санитарно-защитных зон; для устройства путей сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта.
Рекреационная территория включает водоемы и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
Общественно-деловая зона предназначена для размещения коммерческих учреждений, зданий многофункционального назначения, а также жилье, с возможностью расположения офисов учреждений на первом этаже.
В состав зоны специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, зелеными насаждениями специального назначения, объектами по размещению отходов потребления и иные.
1.5.3. Резервные территории необходимо предусматривать для перспективного развития населенных пунктов, которые включают земли, примыкающие к границе (черте) населенных пунктов.
Кроме этого, под резервные территории возможно изъятие сельскохозяйственных земель с низкой кадастровой стоимостью сельхозугодий, земель лесного фонда, а также земель иных категорий.
1.5.4. Земельные участки для ведения садоводства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития населенных пунктов, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более 1 часа.
1.5.5. Выделение резервных территорий, необходимых для развития городского округа, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами огородничества, садоводства, дачного хозяйства, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения кладбищ, мест складирования бытовых отходов с учетом их возможного расширения.

2. Жилые зоны

2.1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
2.2. В состав жилых зон могут включаться:
зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
зоны жилой застройки рекреационной зоны (обслуживающий персонал).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, спортивных сооружений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
2.3. Для предварительного определения общих размеров жилых зон в городском округе следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 человек:
- при малоэтажной жилой застройке до трех этажей:
для застройки без приквартирных земельных участков - 10 га;
с приквартирными земельными участками - 20 га;
- от четырех до восьми этажей - 8 га;
- девять этажей и выше - 7 га.
2.4. Размеры территорий жилой застройки следует принимать исходя из расчетной плотности населения чел./га не менее данных, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Жилые зоны городского округа

Зона различной степени градостроительной ценности территории
Плотность населения территории жилой зоны (чел./га), для г. Арсеньева с числом жителей (30 - 100 тыс. чел.)
высокая
185
средняя
170
низкая
160
Примечания: 1. При строительстве на площадках, требующих сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность населения допускается увеличивать, но не более чем на 20 процентов.
2. При строительстве на сложном рельефе (с уклоном более 10 процентов) плотность населения допускается уменьшать, но не более чем на 20 процентов.

4. В условиях реконструкции сложившейся застройки в центральных частях исторических городских округов допустимая плотность населения устанавливается в соответствии с правилами землепользования и застройки.
5. В районах индивидуального усадебного строительства и в населенных пунктах, где не планируется строительство централизованных инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но не менее чем 40 чел./га.

2.5. Структуру жилищного фонда, дифференцированную по уровню комфорта, принимать по таблице 2.

Таблица 2

Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта
Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. м
Формула заселения жилого дома и квартиры
Доля в общем объеме жилищного строительства, %
Престижный (бизнес-класс)
40
k = n + 1
k = n + 2

Массовый (эконом-класс)
30
k = n
k = n + 1

Социальный (муниципальное жилище)
20
k = n - 1
k = n

Специализированный
-
k = n - 2
k = n - 1

Примечания. 1. Общее число жилых комнат в квартире или доме k и численность проживающих людей n.
2. Специализированные типы жилища - дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы.
3. В числителе - на первую очередь, в знаменателе - на расчетный срок.
4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения

2.6. В целях создания среды жизнедеятельности, доступной для маломобильных групп населения, разрабатываемые документы территориального планирования и проектная документация по планировке новых и реконструируемых территорий должны соответствовать требованиям раздела настоящих Нормативов "Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения".
2.7. Расчетную плотность населения территории микрорайона в г. Арсеньеве по расчетным периодам развития территории рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 2а.

Таблица 2а

Зона различной степени градостроительной ценности территории
Плотность населения на территории микрорайона (чел./га)
до 2015 г. на 1 очередь
до 2025 г. на расчетный срок
26,0 - показатель жилищной обеспеченности (кв. м/чел.)
36,0 - показатель жилищной обеспеченности (кв. м/чел.)
для климатического района IB
для климатического района IB
Высокая
277
200
Средняя
228
165
Низкая
125
90

2.8. Интенсивность использования территории характеризуется плотностью жилой застройки и процентом застроенности территории.
Плотность застройки и процент застроенности территорий жилых зон необходимо принимать в соответствии с градостроительным регламентом, учитывая градостроительную ценность территории, состояние окружающей среды, другие особенности градостроительных условий.
Основным показателем плотности застройки является коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала) (таблица 3).

Таблица 3


Отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (коэффициент плотности застройки)
4,1 - 10,0 тыс. кв. м/га
10,1 - 15,0 тыс. кв. м/га
15,1 - 20,0 тыс. кв. м/га
Процент застроенности территории
этажность
этажность
этажность
5,0
6,0
7,0
8,0
9,0
10,0
11,0
12,0
13,0
14,0
15,0
16,0
17,0
18,0
19,0
20,0
5 процентов
















10 процентов





10,0
11,0
12,0
13,0
14,0
15,0
16,0
17,0
18,0
19,0
20,0
15 процентов
3,3
4,0
4,7
5,3
6,6
6,6
7,3
8,0
8,7
9,3
10,0
10,7
11,3
12,0
12,7
13,4
20 процентов
2,5
3,0
3,5
4,0
4,5
5,0
5,5
6,0
6,5
7,0
7,5
8,0
8,5
9,0
9,5
10,0
25 процентов
2,0
2,4
2,8
3,2
3,6
4,0
4,4
4,8
5,2
5,6
6,0
6,4
6,8
7,2
7,6
8,0
30 процентов
1,7
2,0
2,4
2,7
3,0
3,8
3,6
3,9
4,3
4,7
5,0
5,3
5,7
6,0
6,3
6,7
40 процентов
1,2
1,5
1,7
2,0
2,2
2,5
2,7
3,0
3,2
3,5
3,8
4,0
4,3
4,5
4,8
5,0
50 процентов
1,0
1,2
1,4
1,5
1,8
2,0
2,2
2,4
2,6
2,8
3,0





Примечание: 1. При определении коэффициентов плотности застройки площадь этажей определяется по внешним размерам здания. Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства.
2. Границами кварталов являются красные линии.
3. При реконструкции сложившихся кварталов жилых, общественно-деловых зон (включая надстройку этажей, мансард) необходимо предусматривать требуемый по расчету объем учреждений и предприятий обслуживания для проживающего в этих кварталах населения. В условиях реконструкции существующей застройки плотность застройки допускается повышать, но не более чем на 30% при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных норм

2.9. Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и бытовых разрывов, а также с учетом размера санитарно-защитной зоны.
2.10. Расстояния (бытовые разрывы) между длинными сторонами секционных жилых зданий высотой два, три этажа должны быть не менее 15 м, а высотой четыре этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других особых градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности и обеспечении непросматриваемости жилых помещений окно в окно.
2.11. При проектировании средне- и многоэтажной жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в таблице 4:

Таблица 4

Обеспеченность площадками дворового благоустройства
(состав, количество и размеры)

Площадки
Удельные размеры площадок (кв. м/чел.)
Минимально допустимое расстояние от окон жилых и общественных зданий до площадок
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста
0,7
не менее 12 м
Для отдыха взрослого населения
0,1
не менее 10 м
Для занятий физкультурой
2,0
10 - 40 м
Для хозяйственных целей и выгула собак
0,3
не менее 20 м
Для стоянки автомобилей
1,2
в соответствии с разделом Нормативов "Зоны транспортной инфраструктуры"

2.12. Допускается уменьшать, но не более чем на 50 процентов удельные размеры площадок: для хозяйственных целей - при застройке жилыми зданиями девять этажей и выше; для занятий физкультурой - при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.
2.13. Расстояния от площадок для сушки белья не нормируются, расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м для домов с мусоропроводами и 50 м для домов без мусоропроводов.
2.14. В жилых зданиях не допускается размещать:
- специализированные магазины химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; помещения, в том числе магазины с хранением горючих жидкостей, взрывчатых веществ,
- магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;
- специализированные рыбные, овощные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли, кроме складских помещений, входящих в состав общественных учреждений, имеющих эвакуационные выходы, изолированные от эвакуационных путей жилой части здания (правило не распространяется на встроенные автостоянки);
- все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч.; предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 кв. м); бани;
- предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 кв. м; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением,
- прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 кв. м; общественные туалеты, учреждения ритуальных услуг; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции;
- производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ); лечебные учреждения;
- рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты.
2.15. В зонах индивидуальной жилой застройки:
- расстояние жилого дома от красной линии улицы не менее 5 метров, постройка гаража допускается по красной линии улицы, в существующей застройке допускается размещение жилых зданий по красным линиям;
- расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям следует принимать не менее шести метров;
- допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных земельных участках по взаимному (удостоверенному) согласию домовладельцев при новом строительстве с учетом противопожарных требований;
- при устройстве тупиковых проездов их протяженность должна быть не более 150 м и они должны заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин;
- допускается пристройка хозяйственной постройки к жилому дому с соблюдением требований санитарных, зооветеринарных и противопожарных норм;
- ограждение земельного участка в пределах плана землепользования - обязательная составная часть его благоустройства;
- характер ограждения и его высота должны быть единообразными как минимум на протяжении одного квартала с обеих сторон улицы (в виде живой изгороди, из стальной сетки в виде секций, из сборных железобетонных элементов, из деревянного, металлического и пластикового секционного ограждения);
- на земельных участках, граничащих с проездами - со стороны проезда допускается устройство сплошного (без секций) ограждения;
- по границе с соседним земельным участком ограждения должны быть светопроникающими, высотой не более 2,0 м. По взаимному согласию смежных землепользователей допускается устройство светонепроникающих ограждений;
- изменение общего рельефа приусадебного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий;
- при установке ленточного фундамента под ограждение необходимо предусматривать устройство водопропускных отверстий для дренажа.

3. Общественно-деловые зоны

3.1. Общие положения
3.1.1. К общественно-деловым зонам, для целей настоящих Нормативов, следует относить зоны, предназначенные для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
3.1.2. Общественно-деловые зоны следует формировать как систему центров деловой, финансовой и общественной активности в центральных частях населенных пунктов на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам. Локальные общественно-деловые центры планировочных районов включаются в состав местных центров и в виде участков размещаются в жилых и иных функциональных зонах, в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
3.1.3. По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки.
3.1.4. Наполнение городского округа общественными центрами и объектами общественно-деловой зоны, а также типология общественных центров определяется в таблице 5.

Таблица 5

Виды общественных центров
Для городов с населением от 30 - 100 тыс. чел., не входящие в состав Владивостокской агломерации (сII)
Периодического обслуживания
Административно-деловые и хозяйственные
Учреждения образования
Учреждения культуры и искусства
Учреждения здравоохранения и социального обеспечения
Физкультурно-спортивные учреждения
Торговля и общественное питание
Учреждения бытового и коммунального обслуживания
Повседневного обслуживания (на уровне микрорайона)

3.2. Нормативные параметры застройки общественно-деловой зоны
3.2.1. Здания в общественно-деловой зоне следует размещать с отступом от красных линий. Размещение зданий по красной линии допускается в условиях реконструкции сложившейся застройки при соответствующем обосновании.
3.2.2. Общественное пространство общественно-деловой зоны формируется на основе: единой пешеходной зоны, обеспечивающей взаимосвязанность объектов центра, непрерывности пешеходных коммуникаций на всех уровнях комплекса, удобства подхода к остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам.
3.2.3. Для территорий общественных зон также нормируется расстояние между остановками общественного пассажирского транспорта в общественно-деловой зоне не более 250 метров.

Таблица 6

Расчетные показатели
обеспеченности объектов массового посещения
городского округа остановками общественного транспорта

Объекты массового посещения
Удаленность остановок общественного транспорта, км
Минимальный показатель обеспеченности остановками общественного транспорта, ед. на объект
1
2
3
Зоны массового отдыха
0,1
2
Торговые центры и комплексы
0,1
1
Розничные рынки
0,05
2
Стадионы
0,05
1
Станции и остановочные пункты пригородных железных дорог
0,01
1
Иные объекты массового посещения
0,25
1

Таблица 7

Минимально-допустимый уровень
обеспеченности местами парковки автомобилей


Доступность от объекта
Обеспечение транзита для пешеходов
Минимальный показатель обеспеченности парковками на объект (ед.)

Автостоянка продолжительной парковки, изолированная от основных транспортных потоков (более 15 мин)
Более 100 м
0,7 кв. м на каждые 1 м парковки
Общественные центры периодического и обслуживания - 1
Краткосрочная парковка менее 15 мин
Менее 50 м
Выделенная полоса и площадка для высадки
Учреждения и предприятия повседневного обслуживания - 1
Автостоянка длительного хранения
Санитарный разрыв от объектов см. табл.
Закрытая, открытая (может быть механизированная)


Таблица 8

Расчетные показатели
обеспеченности объектов местами для хранения велосипедов

Объекты массового посещения
Удаленность от объектов (м)
Минимальный показатель обеспеченности велопарковками
Торговые центры
5
4
Спортивно-зрелищные учреждения
5
4
Образовательные учреждения
5
4
Иные
10
4

Безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны, составляющей ядро общественного центра и общественной зоны, показателем плотности пешеходного потока, равным не более 0,3 чел./кв. м: рассчитывается как отношение 0,75 суммарной расчетной емкости объектов (посетителей и занятых) к площади в границах пешеходной зоны центра (вне застройки);
возможность комфортного передвижения лиц с ограниченными возможностями на всем пространстве пешеходной зоны в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
допускается устройство пожарного, технического и служебного проезда по территории пешеходной зоны при применении средств ограничения стороннего доступа (съемные ограничительные столбы с замками и проч.) на въезде в общественно-деловую зону.
3.3. Учреждения и предприятия социальной инфраструктуры
3.3.1. Система учреждений и предприятий обслуживания рассчитывается на население города, включающее постоянно и временно проживающее население.
При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городе - следует дополнительно учитывать приезжающее население из других сельских поселений, расположенных на расстоянии, ограниченном затратами времени на передвижение - не более одного часа.
3.3.2. Радиусы обслуживания населения основными учреждениями и предприятиями социальной инфраструктуры повседневного и периодического обслуживания следует принимать не более указанных в таблице 9.

Таблица 9

Минимальные расчетные показатели
обеспеченности населения объектами социальной
инфраструктуры и радиуса их обслуживания (доступности)

№ п/п
Основные объекты социальной инфраструктуры и сферы обслуживания
Норматив обеспеченности
Радиус пешеходной доступности в городских населенных пунктах, м



Единицы измерения
Мин. расчетный показатель
В зоне застройки многоэтажными жилыми домами
В зоне застройки малоэтажными и
1
2
3
4
5
6
1
Объекты образования:

1.1
Дошкольные образовательные учреждения
мест/тыс. чел
70
300
500
1.2
Общеобразовательные школы
мест/тыс. чел.
95
750
750
1.3
Специализированные детские учреждения (музыкальные, художественные)
мест/тыс. чел.
15


1.4
Учреждения среднего проф. образования
мест/тыс. чел.
16,1


2
Объекты здравоохранения и соцобеспечения:

2.1
Амбулаторно-поликлиническая сеть
посещ. в см./тыс. чел.
19
1000
1000
2.2
Станции скорой помощи
автом./тыс. чел.
0,1
15 мин.
15 мин.

2.4
Аптеки
кв. м/тыс. чел.
По заданию проектир.
500
800
3
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания:

3.1
Объекты торговли и бытового обслуживания, расположенные на территории жилой застройки
кв. м торг пл/тыс. чел.
200
500
800
3.2
Предприятия общественного питания
кв. м/тыс. чел.
40
500
800
3.3
Рынки
кв. м/тыс. чел.
24
Не нормируется
Не нормируется
4
Учреждения культуры (библиотеки, клубы)
кв. м/тыс. чел.
50
500
800
4.1
Музеи, концертные залы
Ед.
Зад. на проект
Не нормируется
Не нормируется
4.2
Храмы, молельные дома
Ед.
Зад. на проект
Не нормируется
Не нормируется
5
Спортивные сооружения




5.1
Закрытые спортивные сооружения
кв. м/тыс. чел.
110
500
1000
5.2
Плоскостные
кв. м/тыс. чел.
2000
1500
1500
5.3
Плавательные бассейны
кв. м зеркала воды/тыс. ч
51
1500
1500

Отделения связи, филиалы банков
Ед.
Зад. на проект
Не нормируется
Не нормируется

3.3.3. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть городских магистральных улиц в одном уровне.
3.3.4. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в таблице 10.

Таблица 10

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания
Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания (м) в городском округе
до красной линии
до стен жилых зданий
до зданий общеобразовательных школ, дошкольных образовательных и лечебных учреждений

1
2
4
5
Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)
25
По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям
Приемные пункты вторичного сырья

20
50
Пожарные депо
10
-
-
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га
6
500
500
Примечание: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 метров

3.3.5. Ориентировочные размеры земельных участков учреждений культурно-бытового обслуживания населения следует принимать по таблице 11.

Таблица 11

Учреждения и предприятия обслуживания
Размеры земельных участков
Дошкольные учреждения
не менее 35 кв. м на 1 место
Общеобразовательные школы
не менее 16 кв. м на 1 место
Спортивно-досуговый комплекс
0,2 - 0,5 га на объект
Амбулаторно-поликлинические учреждения
0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект
Аптеки
0,05 га на объект
Предприятия повседневной торговли
0,2 га на объект
Предприятия бытового обслуживания
0,1 - 0,02 га на объект
Отделение связи
0,05 - 0,5 га на объект
Отделение банка
Опорный пункт охраны порядка
Центр общественного самоуправления

3.3.6. При проектировании рынков необходимо учитывать следующие требования, установленные постановлением Администрации Приморского края от 22 января 2009 г. № 12-па "Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений на территории Приморского края":
площадь розничного рынка (включая застроенную и незастроенную территорию) не может быть менее:
300 кв. м - для городских округов с численностью населения до 100 тысяч человек;
площадь торговых мест рынка должна составлять не более 70 процентов от его общей площади;
площадь складских помещений должна составлять не менее 15 процентов общей площади розничного рынка;
площадь подсобных и иных помещений должна составлять в целом не менее 15 процентов общей площади розничных рынков.
При расчете предельной площади торговых мест в общую площадь рынка не включаются площади стоянок для размещения автотранспортных средств.

4. Производственные зоны

4.1. Общие положения
4.1.1. Производственная зона для строительства новых и расширения существующих производственных предприятий проектируется в соответствии с требованиями правил землепользования и застройки, с учетом аэроклиматических характеристик, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, потенциала загрязнения атмосферы с подветренной стороны по отношению к жилой, рекреационной, курортной зоне, зоне отдыха населения в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов.
4.1.2. В производственных зонах допускается размещать сооружения и помещения объектов аварийно-спасательных служб, обслуживающих расположенные в производственной зоне предприятия и другие объекты.
4.1.3. В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции.
4.2. Структура производственных зон, классификация предприятий и их размещение
4.2.1. Границы производственных зон определяются на основании зонирования территории поселений и городских округов, устанавливаются с учетом требуемых санитарно-защитных зон для производственных предприятий.
4.2.2. Размещение промышленных предприятий и объектов необходимо предусматривать в соответствии с действующим законодательством. Санитарно-защитная зона устанавливается в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в нормативной документации.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
4.3. Нормативные параметры застройки производственных зон
4.3.1. Нормативный размер земельного участка производственного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застройки.
При проектировании предприятий, расположенных в производственной зоне, необходимо учитывать требования, установленные постановлением Администрации Приморского края от 21 мая 2010 г. № 185-па "Региональные нормативы градостроительного проектирования в Приморском крае".

Таблица 12

Минимальный показатель
доступности промышленного предприятия

Расчетные показатели
обеспеченности объектов промышленного предприятия
остановками общественного транспорта

Промышленные предприятия (кол-во работающих)
Удаленность остановок общественного транспорта, км
Минимальный показатель обеспеченности остановками общественного транспорта, ед. на объект
1
2
3
до 500
0,2 (примыкают к улицам городского значения)
1
от 500 до 5000
0,2 (примыкают к городской магистрали)
1
более 5000
0,3
2

4.3.2. Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга:
расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов не должно превышать 800 м. При больших расстояниях от проходных до наиболее удаленных санитарно-бытовых помещений на площадке предприятия следует предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт;
перед проходными пунктами и входами в санитарно-бытовые помещения, столовые и здания управления должны предусматриваться площадки из расчета не более 0,15 кв. м на одного человека наиболее многочисленной смены.

5. Зоны транспортной инфраструктуры

5.1. Общие требования
5.1.1. Зоны транспортной инфраструктуры предназначены для размещения объектов и сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон, санитарных разрывов, зон земель специального охранного назначения, зон ограничения застройки для таких объектов в соответствии с требованиями настоящих Нормативов.
5.2. Внешний транспорт
5.2.1. Железные дороги необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, объекты коммунально-бытового назначения. Не менее 50 процентов площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
5.2.2. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы, в которых вводится особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений, их сохранности с учетом перспектив развития автодороги.
5.3. Сеть улиц и дорог городского округа
5.3.1. Улично-дорожная сеть городского округа входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
5.3.2. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений следует определять исходя из перспективного уровня автомобилизации.
При проектировании улично-дорожной сети в пределах городского округа необходимо учитывать требования, установленные "Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае", утвержденными 21 мая 2010 г. № 185-па постановлением Администрации Приморского края.
5.4. Сеть общественного пассажирского транспорта
5.4.1. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта следует проектировать в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
5.4.2. Расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта следует принимать 400 - 600 м, в пределах центрального ядра городского округа. Максимальное расстояние между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта в зоне индивидуальной застройки - 800 м.
5.4.3. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
5.4.4. В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа. В условиях сложного рельефа при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
5.4.5. Допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами, при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (два, три этажа) застройке - при ширине не менее 3,5 м, к отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более девяти этажей, а также к объектам, посещаемым маломобильными группами населения.
5.5. Сооружения и устройства для хранения, парковки и обслуживания транспортных средств
5.5.1. Количество машино-мест для хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации: на 2015 г., автомобилей на 1000 человек: 350 легковых автомобилей, включая пять, шесть такси и четыре, пять ведомственных автомобилей, 30 - 50 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка, на 2025 г. автомобилей на 1000 человек: 450 легковых автомобилей, включая пять, шесть такси и четыре, пять ведомственных автомобилей. Для малых городов следует применять коэффициент понижения 0,8.
5.5.2. Общая обеспеченность автостоянками открытого и закрытого типа для постоянного хранения автомобилей должна быть не менее 90 процентов расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей.
5.5.3. Требуемое количество машино-мест (обеспеченность) для паркирования легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) объектов нежилого назначения. Доступность парковок до входов предприятий, а также до жилых зданий определяют по таблице 13.

Таблица 13

Здания и сооружения, рекреационных территорий и объекты отдыха
Расчетная единица
Число машино-мест на расчетную единицу
1
2
3
Здания и сооружения
Административно-общественные учреждения, кредитно-финансовые и юридические учреждения
100 работающих
35
Научные и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения
-"-
25
Промышленные предприятия
100 работающих в двух смежных сменах
25
Объекты для обслуживания автомобилей
3 одновременно обслуживаемых автомобиля
7 мест
Дошкольные образовательные учреждения
1 объект
по заданию на проектирование, но не менее 5
Школы

по заданию на проектирование, но не менее 10
Больницы
100 коек
15
Поликлиники
100 посещений
10
Предприятия бытового обслуживания
30 кв. м общей площади
2
Спортивные объекты
100 мест
30
Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставки
100 мест или единовременных посетителей
15
Парки культуры и отдыха
100 единовременных посетителей
15
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 200 кв. м
100 кв. м торговой площади
10
Рынки
50 торговых мест
25
Рестораны и кафе общегородского значения, клубы
100 мест
20
Гостиницы
-"-
20
Вокзалы всех видов транспорта
100 пассажиров дальнего и местного сообщений, прибывающих в час "пик"
10
Рекреационные территории и объекты отдыха
Пляжи и парки в зонах отдыха
100 единовременных посетителей
20
Лесопарки и заповедники
-"-
10
Базы кратковременного отдыха
-"-
15
Береговые базы маломерного флота
-"-
15 - 20
Дома отдыха и санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристские базы
100 отдыхающих и обслуживающего персонала
25
Гостиницы (туристские и курортные)
-"-
7
Мотели и кемпинги
-"-
по расчетной вместимости
Предприятия общественного питания, торговли и коммунально-бытового обслуживания в зонах отдыха
100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала
10
Садоводческие товарищества
10 участков
12
Религиозные объекты
1 объект
6
Примечания: 1. Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей без учета машино-мест для автомобилей, обслуживающих технологические нужды объекта (стоянка автомобиля, связанная с погрузкой, выгрузкой грузов, обеспечивающих функционирование объекта и др.).
2. Общая площадь объекта включает суммарную поэтажную площадь здания, определенную в пределах внутренних поверхностей наружных стен, в том числе площадь антресолей, переходов в другие здания, остекленных веранд, галерей и балконов зрительных залов.
3. Для зданий с помещениями различного функционального назначения требуемое количество машино-мест следует определять раздельно для каждого вида помещений, а затем суммировать.
4. Расчет машино-мест для объектов религиозных конфессий следует производить для максимального по числу посетителей дня недели, но без учета дней основных (главных) религиозных праздников.
5. Расчет машино-мест для посетителей кладбищ проводится для выходных дней весенне-летнего периода без учета пиковой потребности в дни религиозных праздников, связанных с массовым посещением мест захоронения

5.5.4. Площадь застройки и размеры земельных участков для наземных автостоянок следует принимать из расчета 25 кв. м на одно машино-место.
5.5.5. Автостоянки открытого типа и паркинги следует размещать в жилых районах, микрорайонах (кварталах) при условии соблюдения санитарных разрывов до объектов, а также учитывая доступность автостоянок, указанных в таблице 14.

Таблица 14

Объекты, до которых определяется разрыв
Расстояние (м), не менее
Доступность автостоянок до входов в объекты менее (м)
Автостоянки открытого типа и паркинги вместимостью (машино-мест)
10 и менее
11 - 50
51 - 100
101 - 300
свыше 300

Фасады жилых зданий и торцы с окнами
10
15
25
35
50
100
Торцы жилых зданий без окон
10
10
15
25
35
-
Общественные здания
10
10
15
25
50
150
Территории школ, детских учреждений и площадок, учреждений профессионального образования, площадок отдыха, игр и спорта
25
50
50
50
50
250
Территории лечебных учреждений стационарного типа,
25
50
по расчету
по расчету
по расчету
250
открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки)
25
50
по расчету
по расчету
по расчету
400

5.5.6. Открытые наземные автостоянки проектируются в виде дополнительных полос на проезжей части и в пределах разделительных полос. Специальные полосы для стоянки автомобилей могут устраиваться вдоль борта основных проезжих частей местных и боковых проездов, жилых улиц, дорог в промышленных и коммунально-складских зонах, магистральных улиц с регулируемым движением транспорта.
5.5.7. Удельный показатель территории, требуемой под сооружения для хранения легковых автомобилей, следует принимать 5,9 кв. м/чел. до 2015 г. и 7,8 кв. м/чел. до 2025 г.
5.5.8. Сооружения для хранения легковых автомобилей городского населения следует проектировать в радиусе доступности 250 - 300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 800 м; на территориях коттеджной застройки не более чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.
5.5.9. Гаражи боксового типа для постоянного хранения автомобилей и других мототранспортных средств, принадлежащих маломобильным группам населения, следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 200 м от входов в жилые дома.
5.5.10. Наименьшие расстояния до въездов на автостоянки и выездов из них следует принимать: от перекрестков магистральных улиц - 50 м, улиц местного значения - 20 м, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта - 30 м.
5.5.11. Расстояния от объектов по обслуживанию автомобилей до жилых, общественных зданий, а также до участков дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на территории жилых зон, следует принимать в соответствии с таблицей 15.

Таблица 15

Объекты по обслуживанию автомобилей
Расстояние (не менее, м)
Легковых автомобилей до пяти постов (без малярно-жестяных работ)
50
Легковых, грузовых автомобилей, не более 10 постов
100
Грузовых автомобилей
300
Грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники
300

5.5.12. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, для станций на две колонки - 0,1 га, на пять колонок - 0,2 га, на семь колонок - 0,3 га, на девять колонок - 0,35 га, на 11 колонок - 0,4 га. Не допускается размещать АЗС на территории жилой застройки.
5.5.13. Для АЗС устанавливаются санитарно-защитные зоны, размеры которых определяются исходя из назначения станции: для обслуживания легкового автотранспорта не менее 50 м, грузового и легкового автотранспорта не менее 100 м.

6. Зоны инженерной инфраструктуры

6.1. Общие требования
6.1.1. Зоны инженерной инфраструктуры предназначены для размещения объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
6.1.2. Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны устанавливаются при размещении объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры в целях предотвращения вредного воздействия перечисленных объектов на жилую, общественную застройку и рекреационные зоны в соответствии с требованиями, установленными Региональными нормативами Градостроительного проектирования, утвержденными 21 мая 2010 г. постановлением № 185-па Администрации Приморского края.
6.1.3. Проектирование систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, связи и газификации следует осуществлять на основе схем водоснабжения, канализации, теплоснабжения и энергоснабжения, связи и газификации, разработанных и утвержденных в установленном законом порядке.
6.2. Инженерная подготовка и защита территории
6.2.1. На территориях со сложными инженерно-строительными условиями, руководствуясь нормативно-технической документацией, должны вводиться планировочные ограничения для застройки или других форм освоения, либо при градостроительном и инженерно-строительном обоснованиях должны проводиться специальные защитные мероприятия, направленные на обеспечение инженерно-строительной безопасности.
6.2.2. Сложные инженерно-строительные условия имеют место на территориях подтопляемых или подверженных подтоплению, затопляемых территориях, подверженных эрозии.
6.2.3. Инженерная защита территорий от затопления и подтопления, проектирование дождевой канализации выполняется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
6.2.4. На территориях с высоким уровнем стояния грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод путем устройства систем закрытого дренажа.
В качестве основных средств инженерной защиты от затопления следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и другие сооружения инженерной защиты.
В состав проекта инженерной защиты территории следует включать организационно-технические мероприятия, предусматривающие пропуск весенних половодий и дождевых паводков.

7. Зоны специального назначения

7.1. Общие требования
7.1.1. В состав зон специального назначения городского округа входят зоны, занятые следующими объектами:
кладбищами;
крематориями;
скотомогильниками;
объектами размещения отходов производства и потребления;
иными объектами.
7.1.2. Размещение данных объектов может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
7.2. Зоны размещения кладбищ и крематориев
7.2.1. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.2.2. Крематории размещаются на отведенных участках земли, с подветренной стороны по отношению к жилой территории, на расстоянии от жилых, общественных, лечебно-профилактических зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон:
500 м - без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;
1000 м - при количестве печей более одной.
7.2.3. Ширина санитарно-защитной зоны для крематориев определяется расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по утвержденным методикам.
7.3. Зоны размещения объектов для отходов производства и потребления
7.3.1. Скотомогильники (биотермические ямы) предназначены для обеззараживания, уничтожения сжиганием или захоронения биологических отходов (трупов животных и птиц; ветеринарных конфискатов, выявленных на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других организациях; других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения).
7.3.2. Скотомогильники проектируются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.3.3. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до:
жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.
7.3.4. Полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Объекты проектируются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.3.5. Объекты следует размещать за пределами границ населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, водосборных площадей подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение объектов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке.

8. Зоны реакриационного назначения

8.1. Общие требования
8.1.1. Зоны рекреационного назначения (далее - рекреационные зоны) формируются на территориях общего пользования и предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городского округа и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств поселений и городских округов.
8.1.2. Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами.
8.1.3. Озелененные территории - объекты градостроительного нормирования - представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки.
8.1.4. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городского округа (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25%, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала).
Площадь зеленых насаждений общего пользования квартала, микрорайона для многоэтажной застройки (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений) принимаем в соответствии с природно-климатическими условиями Арсеньевского городского округа по таблице 16.

Таблица 16

Обеспеченность жилых кварталов зелеными насаждениями
в Арсеньевском городском округе

Наименование показателей
Площадь озелененных территорий (кв. м/чел.)

Южно-таежная зона
Насаждения общего пользования (парки, сады, скверы, уличное озеленение)
8
Насаждения жилых микрорайонов и кварталов
6
Примечание: 1. Норма зеленых насаждений рассчитана с учетом климатических особенностей и принадлежности города природным зонам.
2. В городском округе, расположенном в окружении лесов, в прибрежных зонах рек и водоемов площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 процентов

8.1.5. Радиус доступности должен составлять:
для городских парков - не более 20 мин.
8.1.6. По условиям обеспечения сейсмической безопасности прогулочные дорожки, малые архитектурные формы, автостоянки не рекомендуется размещать под окнами зданий, вдоль капитальных заборов и ограждений. Минимальные расстояния удаления элементов благоустройства от зданий и сооружений следует принимать при высоте здания до 10 м - 3,5 м; при высоте 20 м - 5,0 м; при высоте 70 м - 7,0 м; при высоте 120 м - 10,0 м при условии беспрепятственного подъезда и работы пожарного автотранспорта.
8.2. Зоны отдыха
8.2.1. Зоны отдыха городского округа формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, поймы реки Дачная.
8.2.2. Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать в пределах доступности на общественном транспорте не более 1,5 ч.
8.2.3. Размеры территории зон отдыха следует принимать из расчета не менее 500 - 1000 кв. м на 1 посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв. м на одного посетителя. Площадь отдельных участков зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га.
8.2.4. В перечне разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, пляжи, спортивные и игровые площадки).

Таблица 17

Обеспечение рекреационных зон
объектами по обслуживанию зон отдыха

Учреждения, предприятия, сооружения
Единица измерения
Обеспеченность на 1000 отдыхающих
1
2
3
Предприятия общественного питания:
посадочное место

кафе, закусочные

28
столовые

40
рестораны

12
Очаги самостоятельного приготовления пищи
шт.
5
Магазины:
рабочее место

продовольственные

1 - 1,5
непродовольственные

0,5 - 0,8
Пункты проката
рабочее место
0,2
Киноплощадки
зрительное место
20
Танцевальные площадки
кв. м
20 - 35
Спортгородки
кв. м
3800 - 4000
Бассейн
кв. м водного зеркала
250
Велолыжные базы
место
200
Автостоянки
место
15
Пляжи общего пользования
га
0,8 - 1

8.2.5. Размеры территорий пляжей, размещаемых в зонах отдыха, а также минимальную протяженность береговой полосы пляжа следует принимать в соответствии с нормативно-технической документацией.

9. Обеспечение доступности жилых объектов, объектов
социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения

9.1. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные для остальных категорий населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, СП 35-104-2001, СП 35-105-2002, СП 35-106-2003, СП 35-107-2003, СП 36-109-2005, СП 35-112-2005, СП 35-114-2006, СП 35-117-2006, ВСН-62-91*, РДС 35-201-99.
9.2. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и прочие;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
9.3. На открытых автостоянках около объектов социальной инфраструктуры на расстоянии не далее 50 м от входа, а при жилых зданиях - не далее 100 м, следует выделять до 10 процентов мест (но не менее одного места) для специального автотранспорта инвалидов с учетом ширины зоны для парковки не менее 3,5 м, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных, и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 20 процентов мест.
При наличии на стоянке мест для парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м.
Места парковки оснащаются знаками, применяемыми в международной практике.
9.4. Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. Эвакуационные выходы и пути должны проектироваться из непожароопасных материалов и соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
9.5. Перечень объектов, доступных для маломобильных групп населения, расчетное число и категория мобильности групп населения устанавливаются заданием на проектирование.
9.6. Задание на проектирование должно утверждаться в установленном законом порядке по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

10. Правила применения расчетных показателей

10.1 Нормативы учитываются
- при подготовке, согласовании и утверждении (корректировке) документов территориального планирования городского округа;
- при подготовке, согласовании и утверждении (корректировке) проектов планировки и межевания;
- при подготовке, согласовании и утверждении (корректировке) инженерных изысканий, проектной документации;
- при принятии решений о развитии застроенных территорий и заключении соответствующих договоров.
10.2. Минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, содержащихся в нормативах, применяются в отношении планируемых к строительству объектов капитального строительства и благоустройства, подлежащим застройке территориям.
10.3. Обязательные нормативы подлежат применению всеми органами управления, надзора, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, гражданами, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность или осуществляющие индивидуальное строительство, а также общественными организациями - участниками градостроительной деятельности на территории Арсеньевского городского округа.
10.4. Рекомендуемые нормативы применяют по усмотрению исполнителя или по требованию заказчика. Рекомендуемые нормативы становятся обязательными в случае, если это предусмотрено в договоре (контракте) на выполнение работ, в разрешительной документации на разработку проектов планировки и межевания, архитектурно-строительного проектирования на территории Арсеньевского городского округа.
10.5. При изменении разрешенного использования земельного участка, функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений их использование осуществляется с применением действующих нормативов в соответствии с их новым назначением.

11. Материалы по обоснованию показателей

При разработке местных нормативов использовались нормативные правовые акты и государственные стандарты Российской Федерации, нормативные документы Приморского края, строительные, санитарные, противопожарные, отраслевые нормы.
СНиП - строительные нормы и правила;
ГОСТ - государственный стандарт Российской Федерации;
СП - своды правил по проектированию и строительству;
СН - строительные нормы;
ВСН - ведомственные строительные нормы;
СанПиН - санитарные правила и нормативы;
МДС - методические документы в строительстве;
НПБ - нормы пожарной безопасности;
ПБ - правила безопасности.

Таблица 18

Обоснование показателей раздела "Общественно-деловые зоны"
социально значимых объектов общегородского значения

Название регламентирующего документа
Показатель (по нормативному документу) на расчетный срок
Значение показателя на расчетный срок, по нормативному документу (53892 жителей в Арсеньевском городском округе)
Расчетное значение на 1000 жителей (региональные нормативы Прим. края)
Принятое значение в местных нормативах на 1000 жителей
Примечания (аргументация)
1
2
3
4
5
6
СНиП 2.07.01-89*
обеспеченность детей дошкольными учреждениями в пределах 85%
85 мест на 100 детей (согласно СНиП 2.07.01-89*)
65 мест на 1000 жителей
70 мест на 1000 жителей
предлагаемый норматив позволит обеспечить конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование при учете развития разных моделей учреждений дошкольного воспитания и образовательных учреждениях (далее - ДДОУ) городского округа
СНиП 2.07.01-89*
охват неполным средним образованием (I - IX классы) следует принимать с учетом 100-% охвата детей и до 75% детей - средним образованием (X - XI классы) при обучении в одну смену
98 мест на 100 детей в городе
92 места на 1000 жителей в городе
95 мест на 1000 жителей
предлагаемый норматив соответствует 100% охвату детей неполным средним образованием и 90% охвату детей средним образованием в городе
СНиП 2.07.01-89*
охват внешкольными учреждениями 10% общего числа школьников
охват внешкольными учреждениями 10% общего числа школьников (533 учащихся)
10,4 мест
15 мест
5333 - общее количество учащихся 2013 - 2014 гг. (808 учащихся - проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ, объектах социальной инфраструктуры, (Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р)
160 студентов учреждений среднего профессионального образования на 10 тыс. жителей
160 студентов учреждений среднего проф. образования на 10 тыс. жителей, или 944 студента
16 мест
16,1 мест
944 студента на расчетный период (947 студентов проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
-"-
обеспеченность больничными учреждениями (86,3 коек на 10 тыс. жителей)
обеспеченность больничными учреждениями (86,3 коек на 10 тыс. жителей, или 508 коек)
8,63 коек
9 коек
508 коек на расчетный период (529 коек проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
Социальные нормы и нормативы, одобренные Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р
обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей)
обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей, или 961,9 посещения)
18,1 посещений
19 посещений
961,9 посещения на расчетный период (1022 посещений проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры (Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р)
обеспеченность спортивными залами (1,0 тыс. кв. м на 10000 населения)
Обеспеченность спортивными залами (1,0 тыс. кв. м на 10000 населения, или 5,3 тыс. кв. м)
0,1 тыс. кв. м
0,11 тыс. кв. м
5,38 тыс. кв. метров на расчетный период (5,9 тыс. кв. метров - проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
-"-
обеспеченность плавательными бассейнами (500 кв. м зеркала воды на 10000 населения)
обеспеченность плавательными бассейнами (500 кв. м зеркала воды на 10000 населения, или 2690 кв. м)
50 кв. м
51 кв. м
2690 кв. метров на расчетный период (2748 кв. метров - проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
-"-
обеспеченность плоскостными сооружениями (19,5 тыс. кв. м на 10000 населения)
обеспеченность плоскостными сооружениями (19,5 тыс. кв. м на 10000 населения, или 104,9 тыс. кв. м)
1,95 тыс. кв. м
2,0 тыс. кв. м
104,9 кв. метров на расчетный период (107,9 кв. метров - проектируемый показатель для городского округа на период 2014 год)
Расчетный показатель
в общественно-деловых зонах допускается размещать: места приложения труда и др. объекты, не требующие больших земельных участков (не более 1,0 га), и устройства санит.-защитных разрывов шириной более 25 м

Не более 1,0 га
Не более 0,9 га
данная норма позволяет размещать в общественно-деловой зоне предприятия, не требующие значительных территориальных резервов и не обладающие каким-либо классом вредности (безвредные), уменьшен в местных нормативах в связи с дефицитом земли на территории городского округа

12. Признание утратившим силу нормативного правового акта

Признать утратившим силу решение Думы Арсеньевского городского округа от 28 сентября 2005 года № 296 "О местных нормативах градостроительного проектирования на территории Арсеньевского городского округа".

13. Вступление в силу муниципального правового акта

Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу после его официального опубликования.

Глава городского округа
А.А.ДРОНИН


------------------------------------------------------------------